Экспертизой качества называют исследование, которое проводится в отношении того или иного товара по инициативе и желанию изготовителя, продавца или потребителя. Целью экспертизы качества является установление качества товара, выявление причин появления дефектов.
Проведением экспертизы качества продукции занимаются специалисты аккредитованных исследовательских лабораторий. В результате проведенной экспертизы специалисты составляют экспертное заключение – документ, который содержит все необходимые данные о дате, месте проведения, задачах экспертизы и основаниях для ее проведения. Также в
экспертном заключении в обязательном порядке должна содержаться информация, касающаяся списка нормативных актов, списке описываемой документации, фамилии экспертов, которые проводили исследование, их образование, стаж, а также полученные результаты исследования и выводы.
В качестве оснований для проведения экспертизы качества могут выступать разные факторы. Один из них – необходимость определить соответствие продукции распространяющимся на нее требованиям нормативных актов. Другим фактором может быть спор изготовителя (продавца) и покупателя, продавца и производителя, касающийся ненадлежащего качества товара – в данном случае экспертиза может проводиться как по решению суда, так и без вмешательства данного органа. Еще один фактор – необходимость определить качество товара по инициативе потребителя без спора или каких-либо претензий в адрес продавца или производителя.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает: при возникновении спора по поводу качества продукции между потребителем и продавцом или изготовителем, последняя сторона должна выполнить экспертизу качества за свой счет. При неудовлетворяющих потребителя результатах экспертного заключения, повторную экспертизу качества товара он вправе провести самостоятельно, при этом на свое усмотрение выбрать экспертное учреждение, оплатив процедуру также самостоятельно.
Продолжительность экспертизы качества продукции может составлять от 10 суток, но, как правило, она длится не более 20-ти дней. На сроки процедуры влияют предъявленные заявителем требования – это может быть возврат, обмен продукции или же исключительно установление ее качества.
В процесс проведения экспертизы качества входят следующие этапы:
- Первый этап – постановка задач, которые экспертиза качества должна будет решить;
- Второй этап – выбор метода проведения, подбор соответствующего оборудования, отбор образца товара для испытаний;
- Третий этап – непосредственно экспертиза качества товара: исследуются маркировка и упаковка, рекомендуемые и обязательные показатели.
Проведение экспертизы качества осуществляется по различным направлениям. Она может проводиться для предзакупочного контроля качества, принятия решения о присуждении знаков качества, для контрактов бартера и в иных ситуациях. Сегодня экспертиза качества товаров является очень распространенной, важной и необходимой процедурой.
С этим документом оформляют: