Производство продуктов питания – сложный, трудоемкий и ответственный процесс. С 2013 года процессы производства пищевых продуктов регулируются путем внедрения системы ХАССП. Основное предназначение этой системы – стандартизация производственных процессов и определение отдельных этапов производства, на которых необходим регулярный контроль. Рассмотрим подробнее о том, что такое сертификация HACCP.
Является ли HACCP обязательной системой?
Внедрение этих принципов является обязательным для предприятий пищевой промышленности, согласно ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Процедура сертификации ХАССП остается добровольной и является подтверждением внедрения принципов HACCP. Это помогает во время проверок Роспотребнадзора, а также дает ряд преимуществ.
Кому нужно внедрять ХАССП?
Внедрение концепции необходимо всем предприятиям в сфере пищевой промышленности. Объектами являются:
- пищевая продукция;
- все процессы, связанные с пищевыми продуктами (транспортировка, хранение, изготовление, реализация и пр.).
Концепция не распространяется на продукцию домашнего производства и личных подсобных хозяйств (сад, огород и пр.).
Основные отрасли, попадающие под концепции HACCP:
- агропромышленные компании;
- производители готовых продуктов и полуфабрикатов;
- предприятия, работающие в области перевозки или хранения продуктов питания;
- торговые точки, занимающиеся реализацией;
- предприятия общественного питания и пр.
Сертификация по ХАССП потребуется для компаний, которые:
- Собираются участвовать в государственных тендерах.
- Занимаются импортом или экспортом пищевых товаров.
- Заключают соглашения для поставки товара через сеть торговых точек.
- Имеют иностранных партнеров.
- Планируют заключать крупные сделки.
Что такое сертификат пищевой безопасности?
Выдается сертификат в добровольном порядке, бланк документ зависит от системы сертификации. В документе указывается:
- Информация об органе по сертификации.
- Номер бланка.
- Информация о предприятии-заявителе (адрес, телефон и тд);
- Информация о внедрении СМБПП.
- Каким требованиям соответствует (ГОСТ Р 51705.1-2001 или ГОСТ Р ИСО 22000-2007).
- Регистрационный номер.
- Дата регистрации и срок действия.
- ФИО и подпись руководителя сертификационного органа и председателя комиссии.
Реестр документов ведется в органе по сертификации. Срок действия – 3 года. Каждый год предприятию необходимо проходить инспекционный контроль.
Преимущества сертификации
Сертификация HACCP дает ряд преимуществ:
- Возможность контролировать все этапы производства и своевременно определять и предотвращать сбои.
- Управление критическими точками, что позволяет быстро реагировать на проблему, что в итоге существенно снижает количество брака.
- Снижение финансовых затрат. Нет необходимости отзывать и утилизировать бракованный товар.
- Наличие официального подтверждения безопасности существенно упрощает решение юридических вопросов (например, при подаче судебных исков).
- Доверительное отношение со стороны потенциальных потребителей.
- Возможность правильно распределить степени ответственности между сотрудниками на всех производственных этапах.
- Углубление рынков сбыта. Возможность поставлять товар за пределы страны.
- Повышение конкурентных качеств товара.
- Доверительное отношение со стороны партнеров и инвесторов.
- Повышение общего имиджа предприятия.
- Преимущества при участии в государственных тендерах и различных профильных конкурсах.
Этапы оформления
Перед внедрением системы ХАССП необходимо провести:
- независимый аудит предприятия;
- детальную проверку функционирования системы безопасности;
- обучающие семинары для сотрудников, в которых детально изучаются основные принципы;
- разработку проекта;
- поиск и устранение критических точек.
Полученная информация станет основной для разработки работающей схемы.
Стадия внедрения состоит из следующих пунктов:
- подготовка ответственных лиц;
- стандартизация производственных этапов;
- подготовка информации по употреблению, хранению и способу приготовления;
- тестирование производственных этапов;
- определение рисков и степени их опасности;
- определение точки безубыточности и фиксирование данных о максимальных значениях брака;
- создание системы, способной контролировать каждый этап;
- подборка плана действий на случай возникновения непредвиденных ситуаций;
- создание методик по проверке и контроле ККТ;
- подготовка индивидуальных документов для ведения учета.
- общий консалтинг-аудит, где дают рекомендации и советы.
По итоговым результатам производится сертификация ХАССП.
Пакет документов
Кампании-заявителю необходимо подготовить:
- заявку на проведение сертификации по установленному образцу;
- регистрационные и учредительные документы;
- выписку из органов статистики;
- подтверждение наличия производственного помещения (договор об аренде или право на собственность);
- документы, на основании которых изготавливается продукция (ГОСТы, ТУ и пр.);
- подтверждение о соответствии материально-технической базы установленным государственным стандартам;
- полный список работников с указанием их квалификации и справки, подтверждающие их здоровье;
- копии контрактов со всеми поставщиками.
В зависимости от сферы деятельности предприятия могут потребоваться и другие документы.
Сроки и стоимость
Сроки оформления сильно зависят от объемов производства, наличия удаленных производственных площадок и пр. Кроме того, на стоимость и сроки влияет количество сотрудников, объемы производства, количество используемого сырья и других вспомогательных материалов.
Обратитесь к нашим специалистам для получения бесплатных консультаций.