«О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой
в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в
соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа,
и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну»В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О техническом регулировании»
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о стандартизации оборонной продукции (работ, услуг),
продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную
тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации
информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют
государственную тайну.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Москва
8 декабря 2005 г.
N 750
Положение
о стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в
целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в
соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа,
и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 750)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, принятия и применения
документов по стандартизации (далее — деятельность по стандартизации):
а) оборонной продукции (работ, услуг), являющейся продукцией военного назначения и
продукцией двойного применения, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений,
составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о
которой составляют государственную тайну, поставляемой для федеральных государственных нужд по
государственному оборонному заказу (далее — оборонная продукция), процессов ее разработки,
производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации;
б) продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой
составляют государственную тайну, поставляемой для федеральных государственных нужд вне
государственного оборонного заказа (далее -федеральная продукция), процессов ее разработки,
производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
2. Для целей настоящего Положения используемые понятия означают следующее:
а) «межгосударственный военный стандарт» — стандарт, принятый Межгосударственным
советом по стандартизации, метрологии и сертификации, устанавливающий для многократного
применения при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации со
странами — участниками Содружества Независимых Государств характеристики оборонной продукции,
принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки,
реализации или утилизации;
б) «государственный (национальный) военный стандарт» — стандарт, принятый
национальным органом по стандартизации, устанавливающий для многократного применения
характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации,
ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации;
в) «дополнение к государственному (национальному) военному стандарту на период
военного положения» — документ, устанавливающий измененные требования государственного
(национального) военного стандарта, направленные на повышение производственных возможностей по
выпуску оборонной продукции в период военного положения;
г) «государственный (национальный) стандарт военного положения» — стандарт, принятый
национальным органом по стандартизации, устанавливающий применяемые в период военного
положения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства,
эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации и вводимый в действие по
особому указанию;
д) «государственный (национальный) стандарт ограниченного распространения» —
стандарт, принятый национальным органом по стандартизации, устанавливающий для многократного
применения характеристики федеральной продукции, принципы и правила ее разработки, производства,
эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации или утилизации и содержащий сведения,
составляющие государственную тайну и (или) относимые к охраняемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;
е) «отраслевой стандарт» — стандарт, принятый федеральным органом исполнительной
власти, устанавливающий для многократного применения характеристики оборонной и федеральной
продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения,
перевозки, реализации или утилизации;
ж) «головная организация по стандартизации» — организация, назначенная или
уполномоченная федеральным органом исполнительной власти — государственным заказчиком для
научно-методического руководства, планирования, осуществления и информационного обеспечения
деятельности по стандартизации;
з) «федеральные органы исполнительной власти — государственные
заказчики» — федеральные органы исполнительной власти, являющиеся в установленной сфере
деятельности заказчиками оборонной и (или) федеральной продукции.
3. Документы по стандартизации оборонной продукции включают в себя следующие виды
документов:
а) межгосударственные военные стандарты;
б) государственные (национальные) военные стандарты и дополнения к ним на период
военного положения;
в) государственные (национальные) стандарты военного положения;
г) межгосударственные и государственные стандарты с едиными требованиями для обороны и
народного хозяйства и дополнения к ним, принятые до 1 июля 2003 г.;
д) национальные стандарты и дополнения к ним, применяемые при выполнении
государственного оборонного заказа;
е) отраслевые стандарты и дополнения к ним, применяемые при выполнении государственного
оборонного заказа;
ж) стандарты организаций, применяемые при выполнении государственного оборонного заказа;
з) правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации продукции;
и) классификатор стандартов на оборонную продукцию;
к) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
л) единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд;
м) нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам
вооружения и военной техники.
4. Документы по стандартизации федеральной продукции включают в себя следующие виды
документов:
государственные, национальные и отраслевые стандарты ограниченного распространения, в
том числе принятые до 1 июля 2003 г.
5. Сведения о документах, указанных в пункте 3 настоящего Положения, включаются в
сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции (далее — сводный перечень).
Сведения о документах, указанных в подпунктах «а» — «в» пункта 3 настоящего Положения,
включаются в указатель государственных (национальных) военных стандартов.
Сведения о документах, указанных в пункте 4 настоящего Положения, включаются в указатель
государственных (национальных) стандартов ограниченного распространения.
Сводный перечень и указатель государственных (национальных) военных стандартов относятся
к документам по стандартизации оборонной продукции, а указатель государственных (национальных)
стандартов ограниченного распространения — к документам по стандартизации федеральной продукции.
6. Документы по стандартизации оборонной и федеральной продукции составляют подсистему
национальной системы стандартизации.
7. Документы по стандартизации оборонной и федеральной продукции, разработанные за счет
средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.
II. Деятельность по стандартизации
8. Деятельность по стандартизации, осуществляемая на основе принципов планирования,
единого информационного обеспечения и научно-исследовательского сопровождения работ с учетом
достижений и перспектив развития науки и техники, оборонно-промышленного комплекса, направлена на
обеспечение:
а) обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
б) научно-технического прогресса;
в) качества, конкурентоспособности и безопасности оборонной и федеральной продукции;
г) эффективного использования средств производства оборонной и федеральной продукции,
оптимизации расходов финансовых и материальных средств;
д) совместимости и взаимозаменяемости составных частей, комплектующих изделий и
материалов оборонной продукции, федеральной продукции, оптимизации ее номенклатуры;
е) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и единства измерений.
9. Деятельность по стандартизации осуществляется с учетом ограничений, установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации информации ограниченного доступа, и в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.
10. Финансирование разработки и пересмотра документов по стандартизации оборонной и
федеральной продукции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых
на соответствующий год Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и
федеральным органам исполнительной власти — государственным заказчикам:
а) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
государственному оборонному заказу и федеральным целевым программам;
б) на реализацию программы разработки национальных стандартов, включая проведение
экспертизы отдельных проектов национальных стандартов;
в) на создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и
стандартов;
г) на разработку общероссийских классификаторов.
11. Разработка документов по стандартизации оборонной и федеральной продукции
организуется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и федеральными
органами исполнительной власти — государственными заказчиками и включает в себя следующие этапы:
а) подготовка планов разработки документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции;
б) подготовка и утверждение технического задания на разработку документа по стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
в) размещение заказа на подготовку проекта документа по стандартизации оборонной и
федеральной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) подготовка проекта документа по стандартизации оборонной и федеральной продукции;
д) направление проекта документа по стандартизации оборонной и федеральной продукции на
рассмотрение заинтересованным организациям и его доработка с учетом полученных предложений и
замечаний;
е) направление доработанного проекта документа по стандартизации оборонной и
федеральной продукции на согласование заинтересованным организациям;
ж) проведение экспертизы проекта документа по стандартизации оборонной и федеральной
продукции, организуемой федеральными органами исполнительной власти — государственными
заказчиками во взаимодействии с Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии.
12. Принятие, регистрация, изменение и отмена документов по стандартизации оборонной и
федеральной продукции осуществляются в порядке, определяемом Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии и федеральными органами исполнительной власти —
государственными заказчиками.
13. Порядок распространения документов по стандартизации оборонной продукции
устанавливается федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками или
организациями, принявшими указанные документы, по согласованию с Министерством обороны
Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Порядок распространения документов по стандартизации федеральной продукции
устанавливается федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками или
организациями, принявшими указанные документы, по согласованию с Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии.
14. Распространение документов по стандартизации оборонной и федеральной продукции
осуществляется с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами Российской
Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к
охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного
доступа.
15. Информация о принятии и отмене документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции, включенных в указатель государственных (национальных) военных стандартов и указатель
государственных (национальных) стандартов ограниченного распространения, рассылается 1 раз в
3 месяца, а документов по стандартизации оборонной продукции, включенных в сводный перечень, —
1 раз в 6 месяцев.
16. Обязательность применения документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции устанавливается федеральными органами исполнительной власти — государственными
заказчиками и (или) государственным контрактом.
17. Документы по стандартизации оборонной и федеральной продукции, принятые до 1 июля
2003 г. и включенные в сводный перечень, указатель государственных (национальных) военных
стандартов и указатель государственных (национальных) стандартов ограниченного распространения,
применяются до их пересмотра или отмены без ограничения срока действия.
18. Применение стандартов организаций, включенных в сводный перечень, осуществляется в
порядке, устанавливаемом государственными (национальными) военными стандартами с учетом
законодательства Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной
деятельности.
III. Полномочия федеральных органов исполнительной власти -государственных заказчиков при
осуществлении деятельности по стандартизации
19. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в пределах своих
полномочий деятельность по стандартизации, являются Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии как национальный орган по
стандартизации, федеральные органы исполнительной власти — государственные заказчики,
являющиеся органами защиты государственной тайны, иные федеральные органы исполнительной
власти — государственные заказчики.
20. Министерство обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий:
а) осуществляет функции государственного заказчика работ по стандартизации оборонной
продукции, в том числе проектов документов по стандартизации оборонной продукции, указанных в
подпунктах «а» — «в», «л» и «м» пункта 3 настоящего Положения;
б) осуществляет перспективное планирование деятельности по стандартизации оборонной
продукции, утверждает программы и годовые планы работ по стандартизации оборонной продукции;
в) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти — государственных
заказчиков по стандартизации оборонной продукции;
г) обеспечивает соответствие документов по стандартизации оборонной продукции
федеральной программе разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
д) осуществляет подготовку сводного перечня;
е) осуществляет принятие, издание и распространение документов по стандартизации
оборонной продукции, указанных в подпункте «м» пункта 3 настоящего Положения, а также хранение их
контрольных экземпляров;
ж) осуществляет контроль за разработкой и применением документов по стандартизации
оборонной продукции, а также определяет совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти порядок осуществления такого контроля;
з) организует согласование проектов документов по стандартизации оборонной продукции,
принимаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
и) осуществляет совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками
подготовку национальных военных стандартов, национальных стандартов, правил и рекомендаций,
устанавливающих требования к разработке, принятию, распространению, применению и отмене
документов по стандартизации оборонной продукции;
к) разрабатывает типовое положение о головной организации по стандартизации, организует
деятельность информационного центра по стандартизации оборонной продукции;
л) обеспечивает подготовку и повышение профессионального уровня специалистов
Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций в области
стандартизации оборонной продукции, проведение работ по совершенствованию научно-методических
основ стандартизации оборонной продукции;
м) обеспечивает сохранность документов по стандартизации оборонной продукции в
установленной сфере деятельности, в том числе принятых до 1 июля 2003 г.
21. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии как национальный
орган по стандартизации в пределах своих полномочий:
а) осуществляет функции государственного заказчика работ по стандартизации оборонной и
федеральной продукции;
б) осуществляет перспективное планирование деятельности по стандартизации оборонной и
федеральной продукции, подготовку раздела программы разработки национальных стандартов,
касающегося разработки национальных стандартов ограниченного распространения;
в) осуществляет взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации и другими
федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками по вопросам
стандартизации оборонной и федеральной продукции;
г) осуществляет согласование годового плана работ по стандартизации оборонной продукции;
д) осуществляет подготовку указателя государственных (национальных) военных стандартов и
указателя государственных (национальных) стандартов ограниченного распространения;
е) осуществляет принятие, издание и распространение документов по стандартизации
оборонной и федеральной продукции, указанных в подпунктах «а» — «д», «з» — «л» пункта 3 и пункте 4
настоящего Положения, изменений, вносимых в эти документы, а также хранение их контрольных
экземпляров;
ж) организует совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими
федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками разработку
национальных военных стандартов, национальных стандартов, правил и рекомендаций,
устанавливающих требования к разработке, принятию, учету, изданию, распространению, применению и
отмене документов по стандартизации оборонной и федеральной продукции;
з) обеспечивает подготовку и повышение профессионального уровня специалистов
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и подведомственных
организаций в области стандартизации оборонной и федеральной продукции, проведение работ по
совершенствованию научно-методических основ стандартизации оборонной и федеральной продукции;
и) обеспечивает сохранность документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции, в том числе принятых до 1 июля 2003 г.
22. Федеральные органы исполнительной власти — государственные заказчики, являющиеся в
соответствии с законодательством Российской Федерации органами защиты государственной тайны, в
пределах своих полномочий:
а) осуществляют функции государственных заказчиков работ по стандартизации оборонной и
федеральной продукции;
б) осуществляют перспективное и текущее планирование деятельности по стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
в) участвуют в разработке и согласовании годового плана по стандартизации оборонной
продукции, готовят предложения для внесения в раздел программы разработки национальных
стандартов, касающийся национальных стандартов ограниченного распространения;
г) осуществляют взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации,
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и другими федеральными
органами исполнительной власти — государственными заказчиками по вопросам стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
д) обеспечивают соответствие документов по стандартизации оборонной продукции
федеральной программе разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
е) обеспечивают согласование проектов документов по стандартизации оборонной и
федеральной продукции, принимаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии;
ж) определяют головные организации по стандартизации;
з) обеспечивают подготовку и повышение профессионального уровня своих специалистов и
специалистов подведомственных организаций в области стандартизации оборонной и федеральной
продукции, проведение работ по совершенствованию научно-методических основ стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
и) обеспечивают сохранность документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции в установленной сфере деятельности, в том числе принятых до 1 июля 2003 г.
23. Федеральные органы исполнительной власти — государственные заказчики в пределах своих
полномочий:
а) осуществляют функции государственных заказчиков работ по стандартизации оборонной и
федеральной продукции;
б) осуществляют перспективное и текущее планирование деятельности по стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
в) участвуют в разработке и согласовании годового плана работ по стандартизации оборонной
продукции, готовят предложения для внесения в раздел программы разработки национальных
стандартов, касающийся национальных стандартов ограниченного распространения;
г) осуществляют взаимодействие с Министерством обороны Российской Федерации,
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по вопросам стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
д) обеспечивают соответствие документов по стандартизации оборонной продукции
федеральной программе разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
е) обеспечивают согласование проектов документов по стандартизации оборонной и
федеральной продукции, принимаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии;
ж) обеспечивают в установленной сфере деятельности сохранность, актуализацию и отмену
отраслевых стандартов;
з) определяют головные организации по стандартизации;
и) обеспечивают подготовку и повышение профессионального уровня своих специалистов и
специалистов подведомственных организаций в области стандартизации оборонной и федеральной
продукции, проведение работ по совершенствованию научно-методических основ стандартизации
оборонной и федеральной продукции;
к) обеспечивают сохранность документов по стандартизации оборонной и федеральной
продукции в установленной сфере деятельности, в том числе принятых до 1 июля 2003 г
26 марта 2011
С этим документом оформляют: